Киев. Михайловский собор В 1108 г. два брата, сыновья киевского князя Изяслава Ярославича, Петр-Ярополк и Михаил-Святополк основали в Киеве на месте древнего Дмитриевского монастыря Михайловский монастырь.
В этом же году, в память победы русских над половцами, началось строительство главного собора новой обители - собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства.
В 1113 г. собор был освящен. Михайловский собор был построен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом - спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей.
В 1240 г. его разграбили и сильно разрушили орды Батыя.
В XVII и XVIII вв. собор многократно перестраивался. Вместо одного у него стало семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами.
Фасады храма были украшены лепными украшениями - наличниками и орнаментом - выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням.
Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. "Мерцающей живописью" называют мозаики Михайловского собора - они, будто маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.
Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно доказывали, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.
Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера "мерцающей живописи", имя которого еще при жизни было овеяно легендами.
В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.
Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.
Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными. Собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году.
Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе: "Евхаристия", "Стефан и Фаддей" - фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».
Мозаика "Дмитрий Солунский" и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Во время восстановления собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор. Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого - Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика неясна.
Росписи Михайловского Собора, сюжеты из святого писания, выполнены по канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.
При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций тоже применяются техника и методы, помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.
С весны 2000 г. открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы.